Набиева Регина Ильдусовна, воспитатель

Работаем по ФГОС ДО


vh5TLe2pFpb0s4TwcMhc9L7YuakJtQwY5RkiAeUn2PycJkW3DQlko9oFNklKOCBulBxKsllPVZUTmFx3zg7DrmnLugB_5Sz2-FVrUUMPZOYpymuwNy0RCATia-Xy73xBqG3uR8sGf00


"Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

В деле обучения и воспитания, во всем образовании ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя или воспитателя". 

К.Д. Ушинский

image?w=455&h=405&rev=30&ac=1&parent=1qOwr_dB1tugT8-BQL9W58-ev9qNvRiw2j2abI1AelWI

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?  

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

С чем связано введение ФГОС ДО? 

Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. 

Для кого написан ФГОС, с какой целью? 

ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и  направлен на достижение следующих целей: 

повышение социального статуса дошкольного образования; 

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 

обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; 

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. 

Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт? 

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; 

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья 

детей; 

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям 

детей; 

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;

  2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; 

  3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. 

Что является отличительной особенностью ФГОС ДО? 

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.      Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. 

Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт? 

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО: 

инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; 

способность выбирать  себе род занятий; 

уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; 

обладание чувством собственного достоинства; 

взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 

проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества; 

подчинение разным правилам и социальным нормам; 

проявление творческих способностей; 

способность контролировать свои движения (уровень развития крупной  и мелкой моторики); 

способность к волевым усилиям; 

проявление любознательности; 

склонность к наблюдению, экспериментированию; 

способность к принятию собственных решений. 

Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы  в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.

Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы? 

Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметнопространственной среды.

Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья. 

Как изменятся взаимоотношения с родителями? 

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. 

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана: 

информировать   родителей (законных        представителей) и общественность относительно целей  дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; 

обеспечить открытость дошкольного образования; 

создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; 

поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья; 

обеспечить вовлечение  семей непосредственно в образовательную деятельность, в  том числе посредством создания образовательных проектов  совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; 

создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. 

25 сентября 2019 в 14:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.